«Санта» арендует «Виталюр»? Объединенная сеть составит конкуренцию «Евроторгу»?

18.01.2023

На рынке продуктовой торговли заявлено о заключении крупной сделки. «Виталюр» передает в аренду «Санте» свои магазины. Объединенная сеть будет насчитывать около 300 магазинов, что сделает ее главным конкурентом «Евроторга», который на протяжении многих лет доминирует на рынке.

Генеральный директор ОДО «Виталюр» Александр Колесников сообщил, что с ООО «Санта Ритейл» достигнуто соглашение по заключению сделки, предусматривающей передачу в аренду всех торговых объектов сети «Виталюр».

— Целью и условием сделки является полное погашение дебиторской задолженности перед поставщиками. На сегодняшний день мы имеем высокий статус готовности сделки. Согласованы ключевые параметры, в том числе объем площадей, которые передаются в аренду. Это 84 торговых объекта, — сказал Колесников.

Сообщается, что фактически сделка заключена, но требует времени на юридическое оформление договоренностей.

Гендиректор ООО «Санта Ритейл» Александр Чуйко подтвердил намерения компании.

— Это должно происходить в кратчайшие сроки. Чем дальше мы будем затягивать, тем более негативно это будет сказываться на всех.

В последние годы компания Александра Яцука, названная в честь сыновей Виталия и Юрия, которые работают вместе с отцом, активно расширялась. Правда, для строительства новых магазинов «Виталюр» привлекались кредитные ресурсы. На конец 2021 года у компании были краткосрочные кредиты и займы на 158 млн рублей. При этом обязательства перед поставщиками, подрядчиками, исполнителями составляли 130 млн рублей.

Для покрытия долга в рамках сделки с «Сантой» предусмотрена продажа оборудования внутри торговых объектов, это примерно две трети общего долга компании, произойдет также продажа остатков товара.

— Движение и закрытие долгов перед поставщиками будет происходить под контролем компании «Санта Ритейл», — говорит руководитель «Виталюра». — Две недели назад мы также достигли ключевых договоренностей со своими банками-кредиторами. Подписан протокол на уровне председателей правления всех банков, которые входят в состав кредитного портфеля компании «Виталюр». Первое — есть стопроцентная гарантия неизъятия кредитных ресурсов на весь 2023 год. Второе – подтверждено рефинансирование всех текущих кредитных линий. Процесс по реструктуризации и рефинансировании кредитного портфеля запущен и будет завершен не позднее середины января.

В настоящее время рассматривается возможность проведения процедуры уступки долгов, но с 1 января по постановлению правительства подобные операции запрещены. Поэтому главы компаний обратились в МАРТ, Мингорисполком и Комитет государственного контроля с просьбой о помощи – официальное разрешение упростило бы задачу ликвидации задолженностей перед поставщиками.

Валентин Соколовский, директор по развитию бизнеса компании Datatile в России и Восточной Европе, считает, что сделка между «Виталюром» и «Сантой» стала следствием стечения ряда факторов.

— Изначально они играли для разных аудиторий. «Санта» после приобретения «Рублевских» работала в сегменте «средний минус». «Виталюр» всегда фокусировался на Минске, где самые платежеспособные покупатели. При этом делал акцент на продаже рыбы и морепродуктов и внедрял разные фишки (салат-бары, кофе-поинты, производство пиццы). В некоторых направлениях он был даже первопроходцем, пытался быть современным, постоянно развивался, — комментирует Соколовский.

В этом году «Виталюр» столкнулся с рядом сложностей.

— Еще в 2021 году стала появляться информация о задолженности перед поставщиками. Но на самом деле проблемы были не настольно драматическими, как об этом сообщалось в прессе, — считает эксперт. – А вот в этом году ситуация усугубилась. Платежеспособность населения упала. Часть аудитории «Виталюра», например, айтишники, покинула страну. На фоне санкций усложнились цепочки поставок рыбной продукции, овощей и фруктов. Сыграло свою роль и постановление N 713, которое ограничивает оптовые и торговые наценки. В таких условиях сеть не может управлять своей рентабельностью. Как следствие — возникли проблемы с ассортиментом и взаиморасчетами с поставщиками. С другой стороны, никто не снимал исполнения обязательств перед банками, которые финансировали строительство и реконструкцию новых магазинов «Виталюр». На мой взгляд, агрессивное развитие за счет банковских средств было ошибкой, которая стала фатальной в условиях кризиса.

Приоритеты участников сделки ясны. Для «Виталюра» — это возможность преодолеть трудности, которые компания испытывает с текущим оборотным капиталом, и рассчитаться со всеми поставщиками, как в Беларуси, так и за ее пределами. Для «Санта Ритейл» — это значительное укрупнение бизнеса.

В настоящее время «Санта» объединяет более 210 магазинов различных форматов: маркеты, супермаркеты и магазины-эконом. Торговые объекты открыты во всех областях страны. Сеть «Виталюра» насчитывает 94 магазина в 19 городах Беларуси. Но 73 торговых объекта находятся в столице.

По количеству магазинов «Санта-Виталюр» будет занимать 4-е место на рынке продуктовой розницы. Контролируемый государством «Белкоопсоюз» заявляет, что число магазинов сети «Родны кут» превышает 2 тысячи. Но они расположены преимущественно в селах, агрогородках, районных и областных центрах. 1065 торговых объектов («Евроопт», «Хит», «Грошык») находится под управлением «Евроторга». «Доброном» контролирует 850 магазинов («Копеечка», «Доброном», «Маяк»), большая часть которых является дискаунтерами.

Как отмечают участники рынки, объединение «Санты» и «Виталюра» фактически приведет к созданию еще одного крупного ритейлера и обострит конкуренцию на рынке.

— «Санта-Виталюр» прилично сблизится с многолетним лидером «Евроторгом» и станет, скажем так, для него угрозой. Объединенная сеть еще не сравняется по количеству магазинов и площадей с «Евроторгом», не будет дышать в спину и по объему товарооборота. Но если «Санта» сможет еще кого-то прикупить, то вот тогда конкуренция обострится до предела, — говорит Соколовский. – Еще интересно посмотреть, как будет структурирована эта сделка. Заявлено про аренду «Сантой» магазинов «Виталюр». Не отроется ли тут окно возможностей для «Евроторга», который из-за антимонопольного барьера в 20% на присутствие ритейлера в регионе, не может полноценно расширяться.

Ранее эксперты прогнозировали слияние и поглощение продуктовых сетей Беларуси. Предполагалось, что белорусскому рынку будет достаточно 3-4 крупных сетей, которые будут контролировать до 80–90% розничного рынка продуктов питания. Эксперты ссылались на опыт других стран. Например, в Норвегии пять основных сетей делят между собой более 87% продовольственного рынка.

— С точки зрения белорусских регуляторов, наверное, действительно хватило бы 3 крупных сетей, чтобы их было проще контролировать. С точки зрения рынка, на мой взгляд, в Беларуси могут комфортно существовать до 10 крупных сетей. И при этом еще столько нишевых проектов (алкомаркеты, мясные магазины и так далее) могут также спокойно уживаться. Другое дело, смогут ли все игроки выжить в текущих условиях – это отдельных вопрос, — комментирует Соколовский.

Вместе с тем высказываются предположения, что российские компании могут скупить некоторые белорусские сети.

— Приход крупных российских сетей в Беларусь маловероятен, — считает эксперт. — В конце года у них прошли презентации стратегий и о Беларуси речи не шло. Федеральные сети активно идут на восток, в российские регионы, где есть непаханое поле для работы с едиными понятными законодательством, ассортиментом, поставщиками и логистическими цепочками.

Подписаться на акции и скидки

Будьте в курсе новостей и акций сайта